Главная

История музея

Памятники

Экспозиции

Коллекции

Гостевая книга

Контакты и цены

Карта сайта

памятники:

храмы погоста Дымково

english



Храмы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища.

Дымковский приход – один из древнейших в городе. Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году.

В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра.

Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700 – 1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма.

Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная, (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню.

Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность.

На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П.Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450 – 1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.

В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено.

Украшение храма – золоченый резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой.

Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами.

Храм Святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.

Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739 –1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.

Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной.

Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами.

К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.

В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.

В советское время, в 1930 г., постановлением Президиума гор.совета «по просьбам трудящихся» церкви Дымкова закрыли. Позднее они были переданы Великоустюгскому музею.

В 1983 –1986 гг. в церквях проводились реставрационные работы под руководством Э.Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.

К сожалению, сейчас имеются большие проблемы с церквями Дымковского прихода. Из-за ледоходов, проходящих при большой воде, каждый год берег, осыпаясь, опасно приближается к воротам бывшей приходской ограды. Необходимо срочно укреплять берег, чтобы со временем не утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.

Архитектурный комплекс Дымковских храмов ориентирован, главным образом, на реку и город. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные окруженные зеленью храмы отражаются в реке; но не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.

к началу страницы